«Болезнь приходит так быстро, как падает стена, а уходит так медленно, как разматывается шёлк», — гласит древняя восточная мудрость. Проблема в том, что любая болезнь сначала проявляется на энергетическом уровне и в таком состоянии может прогрессировать долгие годы. И лишь когда дисбаланс в организме достигает своего пика, болезнь выходит на физической уровень и становится заметна человеку. Но чаще всего её можно заметить уже на ранних этапах — она всегда начинается с дисбаланса в мировоззрении и/или энергетике человека. И к лечению любой болезни следует подходить не только с физической точки зрения. Есть ещё одна хорошая поговорка: «Лечить человека таблетками — это то же самое, что мазать зелёнкой ножки кровати, на которой лежит больной». С той лишь, пожалуй, разницей, что такая процедура, в отличие от современных фармацевтических средств, хотя бы не принесёт вреда.
Так или иначе, болезнь — это всегда дисбаланс в организме. С энергетической точки зрения нарушение процесса свободного течения энергии в теле вызывает физические недуги. В теле человека, согласно одной из версий, около 72 тысяч каналов, по которым течёт энергия. И на переплетениях этих каналов есть точки, воздействуя на которые, можно восстановить течение энергии в теле и тем самым устранить причину болезни на энергетическом уровне. Высокая концентрация таких точек для воздействия на ступнях ног. В древности, когда человек жил в гармонии с природой, он часто ходил босиком по земле, и воздействие на эти точки было постоянным, что позволяло, по-видимому, препятствовать различным застоям энергии. Теперь же, когда большинство людей живёт в городах, воздействие на эти точки минимальное. Однако это можно исправить. И поможет в этом такая суровая йогическая практика, как стояние на гвоздях.
Стояние на гвоздях: польза и вред
Фраза «стояние на гвоздях» уже звучит, мягко говоря, необычно. Сразу приходит на ум мысль о том, что это доступно лишь опытным факирам и эта практика — что-то из области глотания шпаги, пожирания огня и так далее. Однако при соблюдении правил безопасности это доступно практически для каждого. Доска с гвоздями, на которой совершается практика, называется «доска садху». «Садху» означает ‘святой человек’. Проще говоря, йогин. Какой же смысл столь суровой аскезы, как стояние на гвоздях? Не является ли это каким-нибудь бессмысленным йогическим ритуалом вроде держания руки над головой долгие годы? Вовсе нет. Эффект, который данная практика оказывает на организм, очень благоприятный. Стояние на гвоздях оказывает воздействие на рефлекторные точки стоп, балансируя деятельность внутренних органов и систем. С физической точки зрения практика оказывает оздоравливающее и укрепляющее воздействие на организм. С энергетической точки зрения практка улучшает ток энергии в теле, устраняя энергетические «засоры» в каналах, которые часто становятся причиной заболеваний. На психо-духовном уровне практика стояния на гвоздях тренирует волю человека, позволяет обуздать ум, чувства, эмоции, обрести контроль над собой.
Физиологический аспект пользы стояния на гвоздях — это лишь вершина айсберга. Людям с воинским типом характера и соответствующим образом жизни практика позволяет воспитать в себе силу духа, безразличие к физическому дискомфорту, а также она помогает научиться самоограничению. Даже непродолжительное стояние на гвоздях позволяет развивать в себе осознанность и концентрацию. С этой точки зрения стояние на гвоздях может помочь уже в чисто психологической практике, которая называется «санкальпа». Санкальпа — это установка, которая загружается в подсознание. Чтобы сделать это в обычном состоянии сознания, понадобится многократное повторение, которое может растянуться на годы. Во время выполнения аскетичных практик, таких как, к примеру, стояние на гвоздях, достигается особое состояние сознания, несколько напоминающее лёгкий транс, и это позволяет более эффективно создать санкальпу — позитивную установку.
В вопросе практики стояния на гвоздях также стоит рассмотреть аспект кармы. У каждого из нас в прошлом есть совершённые неблагие поступки, и в соответствии с законами мироздания последствия этих поступков мы обязаны будем пережить. Негативная карма уничтожается только путём переживания каких-либо страданий. Однако, негативную карму можно пережить более осознанно и менее болезненно. Для этого существует такое понятие, как аскеза — добровольное самоограничение. И стояние на гвоздях — один из видов аскезы, который позволяет в концентрированном и, самое главное, безопасном виде пережить те страдания, которые нам положены по нашей карме. И практикуя регулярно такую аскезу, можно постепенно, небольшими «порциями» пережить даже самую тяжёлую карму и таким образом избежать каких-то серьёзных неприятностей в повседневной жизни.
Лучшее — враг хорошего. В любом деле фанатизм может всё испортить. И даже эликсиром бессмертия можно отравиться, приняв его в неверной дозировке. Кстати, в даосских практиках внутренней алхимии такие случаи были весьма многочисленны, когда нерадивые ученики или просто невнимательные практики, неверно выполняя инструкции учителя или написанного в трактате, погибали в поисках бессмертия. Чтобы целебная практика не стала процессом саморазрушения, следует во всём проявлять здравомыслие.
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это стресс, особенно для неподготовленного организма, и не стоит загонять себя в крайнюю аскезу. Во-первых, психическое и физическое перенапряжение от излишнего упорства в практике очень быстро исчерпает мотивацию, и вам просто надоест себя истязать. Во-вторых, длительное воздействие на рефлекторные точки может вызвать непредсказуемые последствия, например, запустить мощные очистительные процессы в организме или привести к излишней активности какого-либо органа. К примеру, излишняя активность кишечника может вызвать банальное расстройство желудка, а активное очищение печени — движение желчных камней и так далее. Поэтому осваивать практику следует постепенно, наблюдая за реакцией своего организма.
Также важно найти качественно выполненную доску, чтобы не пораниться и, опять же, не спровоцировать слишком активное воздействие на отдельные точки. Для этого доска с гвоздями должна быть идеально ровной. Расположение гвоздей — в шахматном порядке с интервалом в 1 см. Гвозди должны быть серебряными или хотя бы с серебряным покрытием, что исключает попадание инфекции. Также не рекомендуется начинать практику без разминки — ступни ног нужно размять, чтобы подготовить их к такому мощному воздействию. Следует внимательно следить за своими ощущениями, допустимо лишь чувство лёгкого дискомфорта, но и даже в этом случае не рекомендуется на начальном этапе стоять на гвоздях более одной минуты.
Стояние на гвоздях запускает процесс воздействия на рефлекторные точки.
К примеру, воздействие на головной мозг осуществляется через давление на точку в середине большого пальца ноги. Также в передней части стоп (на пальцах и у их оснований) находятся точки воздействия на все органы головы: глаза, уши, нос. Основание большого пальца воздействует на шею, прямо под этой точкой находится точка сброса давления. На концах пальцев стопы находятся точки воздействия на лобные пазухи, что позволяет запустить процесс их очищения. В середине стоп находятся точки воздействия на органы пищеварения: желудок, кишечник, селезёнку, почки, мочевой пузырь, чуть выше — желудок. На пятках находятся точки воздействия на половые железы, а чуть выше середины пяток находится точка, которая позволяет избавиться от бессонницы.
Итак, зачем же стоять на гвоздях? Есть как минимум три причины для практики такой достаточно суровой аскезы:
- Физиологическое воздействие. Давление гвоздей за счёт веса человека на точки акупунктуры запускает очистительные, восстановительные и оздоравливающие процессы в организме. Это позволяет в долгосрочной перспективе преодолеть даже хронические заболевания.
- Энергетическое воздействие. С точки зрения китайской медицины все заболевания обусловлены неправильным течением ци — энергии. И чтобы вылечить то или иное заболевание, нужно гармонизировать течение ци в организме, что и обусловливается воздействием на переплетения энергетических каналов. Также стояние на гвоздях, как и любая аскеза, даёт человеку дополнительную энергию, главное, уметь её правильно использовать — на созидание, а не на очередное саморазрушение.
- Психологическое воздействие. Стояние на гвоздях позволяет развить в себе стрессоустойчивость, концентрацию, осознанность, силу воли и так далее. Любое осознанное самоограничение позволяет преодолеть себя и стать чуточку лучше. А как известно, самая главная победа — это победа над самим собой. В процессе такой регулярной практики вы и сами почувствуете, как растёт ваша психическая сила, уверенность в себе, способность преодолевать трудности и так далее.
- Духовная практика. Стояние на гвоздях — это самая настоящая духовная практика. Помимо того, что она позволяет подчинить себе своё тело, свои эмоциональные и физические реакции, стояние на гвоздях даёт возможность осознанно и равномерно пережить последствия своих неблагих поступков в виде аскезы, избежав тем самым каких-то неприятных «крутых поворотов» на жизненном пути.
Каждый сам творец своей судьбы. Про здоровье можно сказать то же самое. Даже если сейчас человек молод, полон сил и не знает, что такое болезнь, — в нашем мире всё переменчиво, и, как уже сказано в самом начале, болезнь может долгие годы протекать незаметно. Именно поэтому говорится, что профилактика гораздо эффективнее лечения. Когда болезнь уже вышла на физический уровень, это значит, что она уже достаточно прочно укоренилась в энергетическом теле, и чтобы вылечить такую болезнь, могут понадобиться годы. И чтобы не доводить ситуацию до критической точки, гораздо эффективнее применять профилактические меры: правильное питание, правильное мышление, гармоничные взаимоотношения с миром, физическая активность и практики, позволяющие сохранить здоровье на долгие годы. И одной из таких практик является стояние на гвоздях. Всего несколько минут в день позволят оставаться здоровым и жизнерадостным при любых жизненных трудностях. Вы и сами это заметите.